2 (15) июля – 20 июля (2 августа) 1900 г. Оборона Благовещенска.

На рубеже XIX – XX вв. обострилась международная обстановка на Дальнем Востоке. Японо-китайская война 1894-1895 гг., «Боксерское восстание» 1898-1901 гг. в Китае, колониальная политика ведущих европейских держав поставили под угрозу само существование Цинской империи как единого государства. Антиимпериалистическое движение ихэтуаней приняло разрушительные формы, направленные на уничтожение любого иностранного присутствия в Китае. Цинское правительство, заигрывая с ихэтуанями, утратило контроль над действиями правителей провинций.

Российское правительство, заинтересованное в умиротворении Китая и сохранении спокойствия в Маньчжурии по линии КВЖД, приняло участие в военной интервенции в центральной провинции Чжили, наряду с семью другими государствами. Цзяньцзюнь провинции Хйлунцзян, генерал Шоу Шань, представитель маньчжурской воинской касты и патриот Китая, не считаясь с указами своего правительства, осадил Харбин и сделал попытку захвата Благовещенска. В течение двух недель продолжалась бомбардировка города с китайского берега, крупный китайский отряд 5(18) июля пытался подойти к Зейскому перевозу, но был рассеян отрядом регулярных войск и казаками. Активное участие в обороне Благовещенска приняло городское общество, ополченцы-добровольцы охраняли берег Амура в черте города и принимали участие в вылазках на китайскую территорию. Подошедшие из Забайкалья и Хабаровска русские войска сняли осаду, 20 июля (2 августа) взяли Сахалян и Благовещенский отряд генерала П.К. Ренненкампфа направился вглубь Китая. Ближайшим следствием этих событий была ликвидация Зазейского маньчжурского клина с передачей территории под заселение Амурскому казачьему войску и укрепление границы с Китаем. 

6 (19) декабря 1913 г. Завершение строительства Благовещенской ветки Средней части Амурской железной дороги и отправка первого поезда.

Строительство Амурской железной дороги (1907-1916 гг.), проходившей по территории Забайкальской и Амурской губерний от Сретенска до Хабаровска позволило включить в хозяйственный оборот обширные территории, предназначенные для переселения и хозяйственного освоения. На линии дороги были построены и заселены десятки поселков городского типа и третий город Амурской области – Алексеевск (ныне Свободный), который с 1916 г. стал резиденцией Управления Амурской ж. д. Благовещенская ветка соединила железную дорогу с благовещенским речным портом, что позволило рациональнее использовать различные виды перевозок людей и грузов.

25 февраля - 4 марта 1918 г. IV-й крестьянский съезд Амурской области и провозглашение советской власти.

Делегаты IV-го крестьянского съезда и члены Благовещенского совета рабочих и солдатских депутатов признали Советы единственной властью в центре и на местах, земства и городские самоуправления подлежали упразднению.  Посланы приветственные телеграммы В.И. Ленину и Л.Д. Троцкому. Принято постановление о роспуске Благовещенской городской думы. На совместном заседании избран областной исполком, сформирован президиум. Председатель – Ф.Н. Мухин, товарищ председателя – П.И. Мамонов, секретарь – С.П. Джалов. Назначены комиссары в отделы исполкома. Однако решения съезда не были проведены в жизнь из-за противодействия объединенных сил контрреволюции и ареста руководства и большей части делегатов съезда. Только после взятия Благовещенска красногвардейцами и подавления так называемого «Гамовского мятежа» реальная власть перешла к Советам, что было подтверждено V-м крестьянским съездом 10 апреля 1918 г.

5 февраля – 10 марта 1920 г. Освобождение Амурской области от интервентов и белогвардейцев.

В сентябре 1918 г. пала власть Амурского совнаркома в результате массового недовольства населения и угрозы интервенции, советские активисты и красногвардейцы эвакуировались в таежные районы. В область вошли японские войска и белогвардейский отряд полковника И.Н. Никитина. Было образовано Временное правительство Амурской области под председательством А.Н. Алексеевского (сентябрь-ноябрь 1918 г.), затем власть перешла к представителям адмирала А.В. Колчака и атамана Семенова.

Массовое партизанское движение вынудило японское командование 3 февраля заявить о своем нейтралитете. 5 февраля в Благовещенске власть взял временный исполком Советов под председательством Я.Ф. Яковлева, 6 февраля было объявлено о восстановлении Советской власти. 8-10 марта в город вступила партизанская армия и «Таежный исполком». К этому времени японские войска эвакуировались с территории области. В апреле 1920 г. Амурская область вошла в состав Дальневосточной республики.

Фото №6. Вступление партизанской армии в Благовещенск. 
1932 г. Начало строительства Байкало-Амурской железной дороги. Создание БАМлага.

13 апреля 1932 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 542 «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». После этого были развернуты соответствующие проектно-изыскательские работы, активно началось само строительство.

Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе). Определено генеральное направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Начато строительство линии Бам - Тындинский (позднее - Малый БАМ).

10 ноября 1932 года приказом ОГПУ создан Байкало-Амурский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) - БАМлаг с пятью отделениями и его управлением в г. Свободном. 

Прокладка БАМа была поручена особому управлению ОГПУ и велась с тех пор силами заключенных. В 1935-м на стройке насчитывалось 162 390 заключённых, 2405 вольнонаёмных и 6534 сотрудника военизированной охраны (из них 3874 тоже заключённые).

1945 г. Война с Японией 1945 г. Форсирование Амура войсками 2-го Дальневосточного фронта.

8 августа 1945 года Советское правительство объявило о состоянии войны с Японией. 9 августа началась Маньчжурская стратегическая наступательная операция. Боевые действия развернулись на фронте протяженностью более 5000 км. В Амурской области прошли митинги, одобряющие решение Советского правительства покончить с агрессией империалистической Японии на Дальнем Востоке. Трудящиеся заявили, что самоотверженным трудом поддержат Красную Армию в борьбе за скорую победу.

10 августа войска 2-го Дальневосточного фронта форсировали Амур в районе Благовещенска и Константиновки и развернули боевые действия против войск милитаристской Японии. За период военных действий 2-й Дальневосточный фронт во взаимодействии с Амурской флотилией, успешно форсировав реки Амур и Уссури, прорвал долговременную оборону противника в районах Хэйхэ, Фуцзиня. В дальнейшем, преодолев горный хребет Малый Хинган, его соединения совместно с войсками 1-го Дальневосточного фронта 20 августа овладели Харбином.

Советские войска за 23 дня боевых действий нанесли сокрушительный удар по Квантунской армии, ставший одним из определяющих факторов разгрома императорской Японии. Он привел к самому крупному во Второй мировой войне поражению японских вооруженных сил и к наиболее тяжелым для них потерям.

1967 г. Награждение Амурской области орденом Ленина.

4 февраля 1967 года Амурская область была награждена орденом Ленина - высшей наградой Советского Союза. В Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении Амурской области орденом Ленина сообщалось: «За успехи, достигнутые трудящимися области в хозяйственном и культурном строительстве».

10 июня в Благовещенске на торжественном собрании в Доме офицеров Советской Армии член Политбюро ЦК КПСС, Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Д.С. Полянский вручил представителям области орден Ленина.

На стадионе «Спартак» состоялись праздничные выступления спортсменов, в парках и на стадионах городов и районов - массовые гуляния. В праздновании приняли участие делегации трудящихся Хабаровского и Приморского краёв, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Читинской областей, Якутской АССР и Еврейской автономной области

В честь этого значимого для области события в Благовещенске 25 августа 1981 года был установлен памятник. На монументе представлены барельеф ордена Ленина, текст Указа Президиума о награждении Амурской области. Авторы памятника архитектор В.Я. Сикерин, скульпторы В.Е. Обидион, Н.Л. Геец.

1980 г. Запуск на полную мощность Зейской ГЭС.

Впервые возможность строительства ГЭС на Зее рассматривалась в 1931 г. на совещании по составлению генерального плана электрификации Дальневосточного края.

22 февраля 1964 года приказом министра энергетики и электрификации СССР образована дирекция строящейся Зейской ГЭС и Управление строительства «ЗеяГЭСстрой». Первые строители прибыли к створу уже в марте того же года, была начата отсыпка перемычек котлована основных сооружений. В 1968 г. был утверждён, разработанный «Ленгидропроектом», технический проект Зейской ГЭС

Первый кубометр бетона уложен в плотину 30 января 1970 года. Русло Зеи перекрыто 13 октября 1972 года. Первый гидроагрегат был пущен 27 ноября 1975 года, в 1980 г. пущен шестой гидроагрегат и Зейская ГЭС выведена на проектную мощность 1290 МВт.

Зейская ГЭС – уникальная станция, построенная в условиях очень сурового климата. Здесь возведена единственная в России высотная массивно-контрфорсная плотина (высотой 115 и длиной 714 м); установлены редкие диагональные турбины; для защиты от катастрофических наводнений создано, одно из крупнейших в России, Зейское водохранилище площадью 2413 кв м.

1984 г. Открытие сквозного движения по трассе БАМ. Укладка «золотого» звена.

Активное строительство БАМа началось 8 июля 1974 году после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве железнодорожной магистрали. Основными участниками «стройки века» были комсомольцы-добровольцы и военные строители. Всего в ней приняли участие более 2 миллионов человек. Кроме железной дороги, вдоль магистрали возводились города и поселки со всей инфраструктурой.

Строительство БАМа велось в сложных климатических и геологических условиях. На многих участках глубина вечной мерзлоты достигает сотен метров. Кроме того, магистраль пролегает в сейсмоопасных районах.

1 октября 1984 года было уложено «золотое звено», которое соединило западную и восточную части железной дороги. 27 октября состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали. Окончательно строительство БАМа было завершено 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю.

Сегодня БАМ - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её протяженность составляет 4 тысячи 300 километров. Она пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского краёв, Бурятии и Якутии. Пересекает 11 рек (Лена, Амур, Олекма и др.) и семь горных хребтов. На магистрали построено порядка 200 станций и разъездов, свыше 2 тысячи 800 инженерных сооружений, в том числе около 2 тысяч мостов, несколько тоннелей.

1984-1991 гг. Нормализация советско-китайских отношений.

Начиная с 1982 года, между Советским Союзом и Китаем был запущен механизм политических консультаций, проводимых на уровне зам министров иностранных дел. В 1984 г. подписаны «Соглашение о китайско-советском экономическом и технологическом сотрудничестве» и «Советско-китайское соглашение о создании Комитета по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству», которые позволили двум странам возобновить сотрудничество.

10 ноября 1984г. В связи с празднованием 67-й годовщины Великого Октября, Благовещенск посетила делегация общества китайско-советской дружбы из округа и г. Хэйхэ.

18 февраля 1988 г. В речной порт Благовещенска впервые прибыли китайские автомашины за грузами, оговорёнными условиями договора о бартерной торговле между Амурским облпотребсоюзом и торговыми организациями г. Хэйхэ.

5 ноября 1989 г. По инициативе производственно-коммерческого объединения "СОППИТ" (г. Благовещенск) создана ассоциация делового взаимодействия (АДВ) «Амур», включающая в себя ряд организаций и предприятий страны с целью оказания им помощи в подготовке создания совместных с КНР предприятий.

12 августа 1990 г. В Благовещенске открылось совместное советско-китайское предприятие «Дружба».

2 июня 1991 г. Между администрациями провинции Хэйлунцзян и Амурской областью было подписано соглашение о развитии и укреплении торгово-экономических, хозяйственных и культурных отношений.